Самба - танец африканского происхождения, однако наибольший вклад в
развитие этого энергичного танца сделала Бразилия. В XVI веке
португальцы завезли в Бразилию не только огромное количество рабов из
Анголы и Конго, но и «захватили» по дороге много африканских танцев, в
частности Catarete, Embolada и Batuque. Смешанный танцевальный стиль
возник в 30-х годах XIX века и включал в себя сложно-плетеные фигуры
негритянских танцев и поворотно-колебательные движения корпуса,
характерные для индийских танцев. Позже карнавальную ходу, в основе
которой лежит этот стиль, дополнили движения «Копакабана». Из этой
смеси и родился танец с названием Lundu. Эти танцы считались в Европе
очень греховными, поскольку во время танца танцоры касались даже не
животами, а пупками. Embolada - танец, изображающий корову с
шарами на рогах. Batuque - это танец в круге с шагами, похожими на
чарльстон, и с парой, танцующей в центре круга. Более сложный танец,
образованный из комбинирования движений этих танцев и с дополнительными
колебаниями корпуса и бедер, назывался Lundu. Позднее этот танец
обогатился движениями и шагами участников карнавала в Рио, а назывались
они Copacabana (название пляжа недалеко от Рио-де-Жанейро). Со временем
уважаемая знать Рио-де-Жанейро также приняла этот танец, хотя и в
несколько измененном варианте - в закрытой танцевальной позиции.
Версий происхождения названия «samba» известно немного, хотя «zambo»
означает «ребенок от негра и местной (бразильской) женщины», мулат. К
1914 году этот танец был известен под бразильским названием «maxixe».
Сейчас в самбе есть движение maxixe, состоящее из шассе и пойнта
(chasse and point). Истинный характер самбы - это веселье и
флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающиеся непристойными
движениями бедер в различных интерпретациях. Если же этого нет, самба
теряет свою подлинность. Первые попытки перенести самбу в европейские
танцевальные залы зафиксированы в 1923-1924 годах, но популярной она
стала только после Второй Мировой войны. Самба интересная характерным
ритмом, который перенесен на передний план для большего сходства к игре
национальных бразильских музыкальных инструментов. Этот ритм назывался
tamborim, chocalho, reco-reco или cabaca. И хотя самба уже была в
программе конкурсных танцев, по-настоящему мир открыл ее для себя
только после всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году. В 1956 году
Пьер Лавель так удачно обработал самбу, что танец получил всемирную
славу. Именно Лавель стандартизировал самбу для международного
конкурсного исполнения. Ее современный вариант объединил разнообразные
ритмы, порой очень далеки от древней музыкальной основы танца. Сейчас
самба уверенно вошла в программу современных бальных танцев.
Вариант самбы под названием Carioca стал известен в Великобритании в
1934 году. Этот танец исполнялся Фредом Астером в фильме «Полет в Рио»
( «Flying Down to Rio"), его первом фильме с Джинджер Роджерс. В США
Carioca появилась в 1938 году, ее популярность достигла пика в 1941-м,
после исполнения Кармен Мирандой в нескольких художественных фильмах,
особенно в фильме «Той ночью в Рио» ( «That Night in Rio»). Увлечение
самбой захватило Европу в 50-х годах ХХ века, когда этим танцем
заинтересовалась принцесса Маргарет, которая играла ведущую роль в
Великобритании. Современная форма самбы до сих пор богата
фигурами различных ритмов, которые сохранили многогранную историю
своего происхождения. Например, ботафогу, обычные роли, «samba tic», в
котором вес переносится вперед, а большинство шагов выполняется с
носка. Самбу часто называют «южноамериканским вальсом», ритмы самбы
очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы -
ламбаду, макарену. Различные варианты самбы - от Байона (Baion или
Bajao) до Marcha выполняются на карнавале в Рио-де-Жанейро.
|